Депортация 1944 года сопровождалась целенаправленным разрушением институтов национального образования крымских татар. После депортации крымскотатарcкая высшая и средняя школа прекратили своё существование. Согласно архивным данным, были закрыты: 371 школа, педагогический институт, 2 педагогических училища, институт литературы и языка, все виды многочисленных библиотек. Книги и учебники были собраны и сожжены.
В 1944-56 годах крымских татар содержали в специальных поселениях, режим которых был приближен к режиму концентрационных лагерей. В этот период никто из крымских татар не мог получить какое-либо образование, кроме начального в школах, где преподавание велось не на родном языке, а на языке, распространенном в месте, куда была произведена депортация (русском, узбекском, таджикском и т.д.).
В 1960-80-е годы после отмены режима спецпоселений крымские татары в местах депортации были допущены к получению среднего и высшего образования. Однако при этом:
— образование можно было получить только не на родном языке;
— создание учебных заведений с преподаванием на крымскотатарском языке любого уровня не допускалось, любая работа, направленная на возрождение образования на крымскотатарском языке пресекалась (не допускались исследования по грамматике, истории, методике обучения языку и т.п.);
— существовал перечень специальностей, прежде всего гуманитарного профиля (юриспруденция, история, международные отношения и пр.), на которые крымские татары не допускались.
В 1968 г. органы власти предприняли меры, которые свидетельствовали бы о внешнем благополучии в национальном вопросе. Это были Указ «О гражданах татарской национальности, проживающих ранее в Крыму», печально известный по своим последствиям, и открытие при Ташкентском госпединституте имени Низами отделения крымскотатарского языка и литературы, работа которого должна была бы быть направлена не на возрождение крымскотатарского образования, а наоборот, на ассимиляцию в местах ссылки.
Чтобы удержать крымскотатарский народ в местах высылки, в нескольких школах Узбекистана было введено факультативное или предметное изучение крымскотатарского языка. К 1990-м годам Ташкентский госпединститут имени Низами выпустил 500 преподавателей крымскотатарского и русского языков. Однако они после получения образования работали преподавателями русского языка и литературы, так как школы с преподаванием на крымскотатарском языке в СССР отсутствовали.
По возвращению в Крым эти кадры и составили минимум учительских кадров по родному крымскотатарскому языку, который с начала массового возвращения народа в Крым заполнил собой сферу национального образования и средств массовой информации на родном языке.
Дошкольные учреждения
В Крыму имеется 663 детских дошкольных учреждений, которые посещают 36,3 тыс. детей всех национальностей дошкольного возраста. Под давлением родителей в 1990 г. на базе русскоязычных детских садов были открыты первые 3 дошкольные группы с крымскотатарским языком обучения и воспитания, в 1991 году их стало 12, в 1992 г. — 24, в 1993 г. — 40, в 1994 г. — 38. К 2003 году количество крымскотатарских групп сократилось до 21, которые посещают 325 малышей крымскотатарской национальности.
Закрытие существующих групп связано с финансовой несостоятельностью родителей и отказом властей финансировать крымскотатарские группы в детских дошкольных учреждениях.
Местные власти не поддерживают обучение в дошкольных учреждениях на родном языке, объясняя его бесперспективность. Например, открытие крымскотатарской группы в детском саду г.Старый Крым состоялось только после длительных требований и пикета родителей. В то же время, более 8000 крымскотатарских детей посещают русскоязычные дошкольные учреждения, хотя на основании закона об образовании, которое гарантирует обучение на родном языке, национальные группы и детсады можно было бы открыть в местах компактного проживания крымских татар.
Именно из-за нежелания властей решать проблемы образования крымских татар, за 13 лет возвращения на родину в Крыму так и не открыт ни один крымскотатарский детский сад. Если же родители настаивают на открытии крымскотатарских детсадов или крымскотатарских групп в русскоязычных детских садах, то заведующие требуют дополнительного финансирования от Рескомитета по делам национальностей и депортированных граждан. В то же время детсады с русским языком обучения финансируются из бюджета АРК или местных бюджетов.
Общеобразовательные школы
На данный момент в Автономной Республике Крым функционирует школ всех видов собственности—641 (всего учащихся разных национальностей—274787).
Из них: общеобразовательных школ — 575, в том числе 4 — с украинским языком обучения, 13 — с крымскотатарским. (воскресных школ: 5 — армянских, 4 — болгарские, 2 — еврейские, 2 — немецкие, по одной венгерской, чешской, белорусской, литовской, эстонской и караимской). В 575 школах учащихся разных национальностей — 258914, в том числе, 46968 — крымские татары).
В 13 общеобразовательных крымскотатрскоязычных школах обучается 4070 учащихся. В 62 русскоязычных школах открыты 133 класса с крымскотатарским языком обучения, в которых обучаются 1802 учащихся. Таким образом, всего 5 872 учащихся, т.е. 12,5% из общего числа учащихся крымскотатарской национальности обучаются на родном крымскотатарском языке.
41096,0 т.е. 87,5% крымскотатарских учащихся не охвачено обучением на родном языке. Они учатся в русскоязычных школах, изучая родной язык как предмет факультативно или не изучают вообще.
Из них:
— 403 учащихся изучают родной язык углублённо;
—28182—2-3 часа в неделю;
— 2013 — факультативно;
— 10498 — не изучают родной язык, ни в какой форме, т.е. 25,5 %. (по данным МО АР Крым — около 8000).
(С)
http://turkolog.naro...info/crt-27.htm