Отправлено 22 September 2007 - 02:33 PM
Та женщина, которая ценит в себе не столько красоту, сколько свойства души и ума, на голову выше других женщин; та, что больше всего ценит красоту, похожа на всех своих сестер, а та, что свою знатность или титул ценит больше, чем даже красоту, ниже других женщин, да, пожалуй, и не женщина вовсе.
Н. Шамфор
ЦИТАТА ИЗ ТОРЫ:
... разберем, как соотносятся между собой душа и тело , с разных позиций связь между вдохновением и формами его проявления, между корнем и его ростками. Но как душа, наш личный корень, проявляет себя в физической среде - в нашем теле? В чем суть напряжения между ними? И как это напряжение превращается в гармонию? В этой интересной теме скрыто немало удивительных тайн.
По мере удаления от духовных сфер и приближения к физической среде все ярче проявляется напряжение или дисгармония между внутренним ядром и внешней оболочкой. Физические или внешние слои начинают бунтовать, все громче заявляют о себе; внутренний чертеж и внешнее здание перестают соответствовать друг другу. Нам все труднее поддерживать гармонию между ними. Особенно остра проблема взаимоотношений души и тела. Попытаемся вникнуть в нее как можно глубже.
В тандеме душа - тело, как и в других парах, состоящих из внутренней сущности и внешней оболочки, должно соблюдаться максимальное равновесие. Тело должно полностью соответствовать душе и верно служить ей. Нельзя позволять телу блуждать за своими страстями и желаниями. Ему отводится роль сосуда, инструмента, целиком и полностью подлежащего контролю. Тело должно походить на автомобиль, управляемый изнутри; само его существование оправдано лишь в роли верного слуги.
Именно таким было тело Адама сразу после Сотворения мира. Оно представляло собой бесплотную, светящуюся структуру, в которой находилось ее духовное содержание. Адам занимал пространство от земли до неба и буквально излучал чистоту. В Талмуде сказано, что даже после смерти свет, исходивший от его пяток, был ярче солнца. Он был неописуемо красив. Адам и Хава (Ева) были духовно чистыми людьми и обладали чистыми телами. И что особенно важно, они не носили одежды и не стыдились своей наготы.
Когда внутренняя сущность ясно выражена во внешнем облике, когда духовность оживляет тело и наполняет его энергией так, что оно светится, стыд невозможен. Ведь стыд - это боль человеческого разума, преданного телом. Ангельское по своей сути ядро заслуживает и ангельского обличия; поэтому, если обличье напоминает животное, стыд неизбежен.
Стыд возникает как результат разрыва между внутренней сущностью и внешним обликом. Правда и красота требуют, чтобы внутреннее содержание правильно, без искажений отобразилось снаружи. Когда наружность противоречит внутреннему ядру, это означает, что она беззастенчиво унижает, позорит его.
Телу позволили высказаться, и оно захватило всю власть над человеком. Оно перестало быть верным слугой и превратилось в хозяина.
***
Разрыв между внутренней и внешней сутью - вот источник всякой моральной боли. То же самое можно сказать и о лжи, "шекер". Речь должна показывать скрытое. Ее задача состоит в раскрытии того, что хранится в тайниках разума. Если речь выполняет свою задачу, ее можно считать полезным инструментом. Но когда слова лгут, когда инструмент чистого выражения используется для искажения скрытого, речь становится средством предательства. Предательство - это беззастенчивое использование верхней одежды с целью обмана. Предатель носит одежду, которая вводит окружающих в заблуждение. Правдивое самовыражение гармонично соединяет внутренний мир с внешним миром, устанавливает верный контакт между двумя разумами. Ложь, наоборот, подло и предательски ломает связь между внутренним и внешним. В том и состоит аморальность лжи. Слово "шекер", ложь, состоит из тех же букв, что и "кешер", связь. И это глубоко символично.
***
Стыд выражается в том, что человеку хочется спрятаться. Адам закрыл свою наготу - спрятал себя. Он прятался также в Эденском саду; одна из причин этого странного поступка - тоже стыд. Как мы уже отмечали, ивритское слово "бегед", одежда, имеет тот же корень, что и предательство. На иврите одежда называется также "лавуш". В некоторых источниках сказано, что это слово представляет собой аббревиатуру "ло вуш", нестыдящийся или не допускающий стыда. Но этим аналогия с одеждой не ограничивается. Одежда не только скрывает, но и открывает, - она покрывает тело и выявляет личное достоинство того, кто ее носит. Царские одеяния покрывают царя с головы до ног, одновременно демонстрируя его монархический статус.
***
В результате грехопадения Адама возникло напряжение между душой и телом, между духовностью и материализмом. Эти два начала были созданы для того, чтобы гармонировать друг с другом, быть партнерами, но они стали непримиримыми врагами. Тело, призванное служить вместилищем духовности, наоборот, уводит нас от духовности. Они ведут непрерывную войну за территорию: когда одно из них расширяется, второе отступает, сжимается. Поэтому, прежде чем развить в себе духовность, надо стать более восприимчивым к высоким материям, надо обуздать свои животные инстинкты. Если человек стимулирует свою физическую сущность, его духовность притупляется. Вместо взаимного притяжения происходит взаимное отталкивание этих двух начал.
***
Отсюда мы учим, что для достижения высот духовности человек должен управлять своей физической сущностью. Поэтому в еврейской традиции так много внимания уделяется личной скромности, "цниют", особой привилегии еврейской женщины. Женская красота завораживает, вызывает чувственную реакцию. Если эту красоту не контролировать, если видеть в женщине лишь красивое животное, духовное начало увядает и гибнет. Особая священная задача еврейской женщины состоит в том, чтобы представлять физическую наружность в нужном свете, чтобы сквозь красоту светила душа. Если женщина выставляет тело напоказ, следуя веяниям моды, если она стремится выразить себя лишь как физический объект, это огрубляет ее и ведет к профанации святости. Главное правило гласит: духовность расцветает лишь в скрытом состоянии. Женщина по-настоящему красива лишь когда ее красота глубоко скрыта от посторонних взоров, когда ей сопутствуют твердые нравственные принципы.
***
Внутренние духовные ценности обратно пропорциональны материальным. Этот принцип действует на многих уровнях. Духовные пути противоположны телесным. Например, в мире духовности время способствует улучшению, повышению уровня: мудрость накапливается с годами, если беречь ее и развивать. А в физическом мире все наоборот: вещи со временем портятся, теряют свою ценность. Как бы вы ни следили за своим телом, к старости оно изнашивается и слабеет. Физическая среда находится в прямом контакте со злом, с силами смерти; она подчинена этим силам и развивается в негативном направлении - от силы к слабости и распаду. В отличие от нее духовная среда поддерживает связь с высшей реальностью и поэтому движется в позитивную сторону - от слабости к силе.