Мария Васильевна Строна – первая женщина, защищавшая кандидатскую диссертацию в нашем институте. (Её руководителем был профессор Зелях Илизар Вульфович)
Много лет Строна проработала доцентом кафедры Теории Электрических Цепей.
Мария Васильевна была очень требовательной, даже, по мнению некоторых, «жёсткой».
Несмотря на это, студенты её уважали.
На-днях, в "Книге Памяти", в теме "О них помнят...из выпуска 1953..." помещу воспоминания о ней однокурсников.
Жизнь Строны была нелёгкой. Интересны
её воспоминания, опубликованные
в «Книге о Готкисе"
Фото И.Б.Готкиса и М.В.Строны - из виньетки Юбилейной встречи выпускников 1953 года
в 1988 году:
1953_1988.JPG 47.86К
82 Количество загрузок:
Мария Строна—
впоследствии—доцент кафедры теории электросвязи ОЭИС
Моё знакомство с Исааком Бецалевичем Готкисом состоялось в конце 1948г. Я закончила Одесский техникум связи и, благодаря отличной учёбе, была направлена без экзаменов в ОЭИС. Трудолюбивых, способных, энергичных студентов Исаак Бецалевич всегда замечал, готовил из них помощников в своей работе.
Вскоре после начала занятий И.Б. вызвал меня к себе для знакомства, попросил рассказать о семье, о себе. Затем он предложил мне стать старостой группы; позднее он рекомендовал меня для работы в курсовое комсомольское бюро. Я была назначена академоргом: теперь мы встречались с И.Б. ежедневно. Он умел легко учить своей работе, но и спрашивал строго. Всех студентов факультета И.Б. знал в лицо, а о своих помощниках знал всё. Он легко сближался с серьёзными студентами и пользовался у них неограниченным доверием. Он дарил нам свою любовь, внимание, заботу, за что и называли его мамой факультета.
Первые две сессии в институте прошли у меня успешно. Но когда подошёл экзамен по химии, я поняла, что не справлюсь с ним; решила оставить институт и пойти работать, но, конечно, предварительно пришла посоветоваться с Исааком Бецалевичем. Он спросил меня , почему я совсем не знаю химии. И я рассказала ему, что из-за оккупации Одессы и гибели в 1942 году моих двоюродных братьев—партизан Яши и Алёши Гордиенко—я не окончила ни шестого, ни седьмого, ни восьмого классов школы; в техникуме из-за отсутствия преподавателей и учебников я также химию не изучала. И.Б. выслушал меня внимательно, а затем очень сильно отругал: его возмутило то, что я решила забирать документы до сессии, а не после неё. До сих пор помню его слова: У тебя, может быть, папа—министр, или мама—профессор? Ты должна добиваться всего в жизни сама. Ты способная и можешь многого добиться. Готовься, сдавай экзамены. Прийдёшь после сессии. И.Б. был хорошим психологом. Его слова убедили меня.
Я начала усиленно готовиться к экзаменам. Как и ранее, все экзамены, кроме химии, сдала успешно. Экзамен по химии был последним. Ребята в группе знали о моём невежестве в области химии и пустили меня сдавать первой. Я взяла билет и . . .не поверила своим глазам: в билете первый и третий вопросы были по аккумуляторам—единственной теме, которую я знала, т.к. в техникуме сдавала госэкзамен по электропитанию. Мой ответ по первому вопросу так восхитил доцента Когана А.И., что он простил мне незнание второго вопроса, был в восторге от моего ответа по третьему вопросу, схватил мою зачётную книжку, поставил оценку и поздравил меня с успешной сдачей экзамена.
Я выскочила из аудитории, где ждали меня товарищи во главе с Исааком Бецалевичем. Ну, что?-спросил он. Наверное, тройка--ответила я. И.Б. взял зачётку, посмотрел в неё и спросил: А ты посмотрела, что тебе поставили? Я глянула и увидела оценку пять. Ну, пойдём, расскажи всё по порядку—сказал И.Б. и повёл меня в деканат. После моего рассказа напомнил мне с упрёком, что я хотела забрать документы. Мне просто повезло—говорю я, а И.Б. мне разъясняет, что везёт тем, кто работает, старается, упорно добивается цели.
К сожалению, в конце второго курса я снова пришла забирать документы. Дело в том, что к этому времени моя мать стала всё чаще болеть. Сказались все тяготы прошедшей войны, особенно—моё ранение под правым плечом при освобождении Одессы. В разбитых и разграбленных медучреждениях города тогда не было возможности удалить осколок, сохранив руку. А на ампутацию я под страхом смерти не давала согласия. Лишь спустя два года удалили осколок, а ещё через два года вернули движение руки. Всё это сказалось на здоровьи моей матери—простой неграмотной женщины, работавшей уборщицей. Когда мать сказала мне, что не может больше работать, я поняла, что должна идти работать и бросить институт.
На сей раз Исаак Бецалевич выслушал меня очень сочувственно, а затем спросил о величине зарплаты, которую я рассчитывала получать. Я назвала сумму—68 рублей. Это обрадовало И.Б. И тут он спросил меня, могла ли бы я учиться только на отлично. Я ответила, что могла бы, но смущает меня математика. Д.П. Мильман, читавший у нас математику, обнаружил пробелы в моём среднем образовании, и больше чем хорошо мне не ставил, несмотря на то, что изучаемый материал я знала действительно отлично. Ну, Д.П. я беру на себя—сказал И.Б. –Уговори мать потерпеть до следующего учебного года и постарайся сдать все экзамены на «отлично». Тут же И.Б. пояснил мне, что если я буду круглой отличницей, деканат сможет ходатайствовать перед ректоратом о назначении мне повышенной стипендии (78 рублей в месяц).
Так я снова осталась в институте и старалась выполнить обещание, данное И.Б. Между тем, я всё больше приобщалась к общественной работе факультета, стремилась принять участие и в студенческой научной работе. Но пойти в кружок, руководимый Д.П. Мильманом, я не решалась. И тут снова мне помог И.Б. Он предложил мне пойти в кружок по теоретической механике, которую читала у нас С.Я. Барская. Она предложила мне тему: Работы русских учёных в области реактивного движения, и я с удовольствием подготовила доклад на эту тему. Каково же было моё удивление, когда на заседание кружка в числе гостей я увидела Исаака Бецалевича и Давида Петровича. Общественная работа уже научила меня владеть собой и аудиторией. Доклад я прочла уверенно, и, со слов И.Б., узнала, что доклад понравился Д.П. Однако на очередном экзамене Д.П. мне снова поставил хор, несмотря на безупречный ответ. Пересдавать я отказалась, И.Б. не настаивал, тем более, что староста нашей группы Аза Авербух подтвердила в разговоре с И.Б., что математику я знаю не хуже любого из студентов, получивших отлично.
Сдав все экзамены, я ежедневно приходила в институт, занималась работой академорга. Однажды, когда я обходила аудитории, где шли пересдачи, за мной увязался самый молодой парнишка нашего курса Нолька Гехтман. У одной из дверей мы наткнулись на Володю Нефеденкова, который собирался зайти к Мильману и просить у него разрешения на пересдачу математики с хорошо на отлично. На его вежливую просьбу о пересдаче Д.П. ответил отказом. Мы искренно огорчились, т.к. Володя—сама тактичность, вежливость и справедливость нашего факультета. И тут Нолька предлагает мне беспроиграшное пари:
Ты просишь Мильмана о пересдаче. Если он разрешает, и ты получаешь «отлично», ты покупаешь кг. мороженого, в противном случае кг. мороженого покупаю я.
И я согласилась. Открыла дверь в аудиторию, и Д.П. немедленно предложил мне сесть к столу. А я ведь экзамен сдала почти месяц назад и больше материал не повторяла. Но отступать было поздно, я подошла к столу, и Д.П. предложил мне решить задачу, а сам занялся очередным студентом. Когда я протянула Д.П. решение задачи, он проверил его и подал условие другой задачи. Так продолжалось довольно долго. Нолька, стоявший за дверью, начал беспокоиться и, конечно же, побежал к И.Б., рассказав ему, как спровоцировал меня на пересдачу без подготовки. Не помню, сколько я успела решить задач, но вдруг распахнулась дверь и в аудиторию вошёл И.Б. Он напомнил Д.П., что я сижу у него уже около двух часов, и предложил отпустить меня с тем результатом, которого я заслужила. Д.П. просмотрел кипу моих решений, подумал, затем взял зачётку и поставил отлично. Нолька был на верху блаженства, а И.Б., выйдя в коридор, хохотал от всей души над его проделкой.
Вот так я и закончила второй курс на все пятёрки, а с третьего курса получила сталинскую стипендию. Знаю, что очень нелегко было И.Б. добиться этого для меня. С этого времени я стала почитать И.Б. как отца. Училась я не за страх, а на совесть. Все советы и поручения И.Б. старалась выполнять как можно лучше. А он отдавал нам своё сердце и болел за каждого из нас до конца своей жизни.
Время учёбы пролетело незаметно. Подошла пора защиты дипломных проектов. Я защищалась первой, получила отлично. Началось распределение на работу, приехала комиссия из Москвы, а я так и не успела обсудить с И.Б. вопрос, куда же мне стремиться на работу. Подошла я к двери, за которой заседала комиссия по распределению, а оттуда вдруг вышел И.Б. и сказал, что меня сейчас вызовут, предложат аспирантуру, и чтобы я не вздумала отказаться. Я не знала, что такое аспирантура и спросила его об этом. Но тут его окликнули, и он, извинившись, бросил фразу:
Это то, куда все выпускники мечтают попасть, и откуда всегда свободно можно уйти.
Я безгранично верила Исааку Бецалевичу, а поэтому поступила согласно его совету. И лишь в Москве оценила юмор ответа И.Б. Итак, к 1954 году я оказалась в Москве аспиранткой Павла Кузьмича Акульшина. Но в аспирантуре по многим причинам мне не повезло. Материально жилось очень трудно. В довершение всех бед во вторую московскую зиму я сильно простудилась и заболела открытой формой туберкулёза лёгких. Полтора года я провела в различных московских клиниках. И вот в этих экстремальных для меня условиях проявилась величайшая душевность Исаака Бецалевича.
Приезжая по делам института в Москву, он находил время, чтобы разыскать меня то ли в общежитии, то ли в очередной больнице. Чуть ли не насильно поднимал меня с постели и уводил или увозил на прогулки, в музеи, на ВДНХ или просто по окрестностям Москвы. Терпеливо приучал меня ходить, с учётом моих сил. Он сам, да и его первая жена Анна Григорьевна в молодости переболели тяжёлой формой туберкулёза, и теперь он стремился своими советами помочь мне. Его приездам я радовалась как праздникам. А сколько усилий он приложил, чтобы я забыла о несостоявшейся диссертации, а думала только о скорейшем выздоровлении.
Когда истёк срок очной аспирантуры, я вернулась в ОЭИС ассистентом кафедры теоретической электросвязи. На кафедре ко мне отнеслись сочувственно, но, из-за моей болезни, в гости не приглашали. По-настоящему тепло ко мне отнеслись лишь семьи Е.А. Самойленко и И.Б. Готкиса. Исаак Бецалевич, освобождаясь после работы, по дороге домой обязательно заходил на нашу кафедру; если я была не очень занята, он приглашал меня к себе на обед. Анна Григорьевна принимала меня с той же теплотой и душевностью. Наши обеды часто заканчивались беседами до позднего вечера. Меня несказанно согревала теплота их отношений друг к другу и к окружающим. Наши встречи и застольные беседы оборвались в связи с трагической гибелью Анны Григорьевны. Горю Исаака Бецалевича не было предела. И все близкие ему люди были бесконечно рады, когда два года спустя он женился на С.Я. Барской.
Советы и внимание ко мне И.Б. сыграли большую роль в моей судьбе. Я справилась со своей болезнью, самостоятельно выбрала тему диссертации и попросила профессора Э.В. Зеляха быть моим научным руководителем. В 1973 году я успешно защитила диссертацию, а в 1978 году получила диплом доцента кафедры теории электросвязи.
Не только в моей судьбе Исаак Бецалевич Готкис сыграл такую значительную роль. Аналогичные истории могли бы рассказать многие сотни выпусников ОЭИС. Среди них Орловский О.П., Гуркалов К.И., Дзеранов С.П., Дедоборщ В.Г., Вемян Г.В., Нефеденков В.И., Побережская Р.Д. и многие-многие другие.
В том, чего мы достигли в жизни, очень большая заслуга нашего дорогого Исаака Бецалевича.
Земной поклон ему за всё, что он для нас сделал. Вечная ему память.